Новости

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДАЙДЖЕСТ с 6 по 12 октября 2025

ЗАКОНОПРОЕКТ ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ОТРАБОТКЕ ВЫПУСКНИКОВ МЕДВУЗОВ ЕДИНОГЛАСНО ПРИНЯТ ГОСДУМОЙ

Правительственный законопроект о целевом обучении и обязательной отработке для выпускников медвузов одобрен Госдумой РФ в первом чтении. Депутаты предложили добавить в документ положения о соцподдержке молодых врачей и разработать долгосрочную стратегию по борьбе с кадровым дефицитом.

Депутаты Госдумы РФ на пленарном заседании 8 октября единогласно приняли в первом чтении правительственный законопроект о целевом обучении и обязательной отработке для выпускников медвузов. Ко второму чтению планируется дополнить документ базовыми социальными гарантиями для молодых врачей в виде жилья и подъемных выплат, сообщает корреспондент «МВ». Несколько депутатов отметили, что в долгосрочной перспективе решить проблему кадрового дефицита в российском здравоохранении нельзя без борьбы с переработками и серьезных финансовых вливаний.

Плавная адаптация

При сохранении кадрового дефицита в отрасли в ближайший год могут развиться необратимые последствия и начнут закрываться больницы в селах и маленьких городах, предупредил председатель Госдумы Вячеслав Володин. Решением станет разработанный по инициативе министра здравоохранения Михаила Мурашко законопроект, считает он.

Вводимая система будет представлять не отработку, а плавную адаптацию, подчеркнула заместитель министра здравоохранения Татьяна Семенова. За счет работы под руководством высококвалифицированного наставника снижаются риски выгорания и возможных ошибок молодого врача. После трех лет такой подготовки специалист сможет справиться самостоятельно с любой клинической ситуацией. Эта похожая на интернатуру ступень необходима любому выпускнику, поэтому она распространится на всех, в том числе обучавшихся на платной основе, отметила представитель Минздрава.

Изменения в Федеральный закон № 323-ФЗ, касающиеся трехлетней отработки, вступят в силу с момента принятия законопроекта, то есть не затронут поступивших до этого, уточнила Семенова.

От выпускников требуются не книжные знания, а клиническое мышление. Его не достичь без обширной практики, считает председатель Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев. «Медицинский диплом оплачивается, прежде всего, надеждами будущих пациентов, и этот долг должен быть добросовестно погашен», — заявил он.

На законопроект поступило 17 положительных отзывов от законодательных органов субъектов РФ и 50 положительных отзывов от высших должностных лиц регионов, добавил Кабышев. Ранее «МВ» писал, что размещенный на портале нормативно-правовой информации документ собрал десятки отрицательных отзывов. Эксперты опасаются снижения числа абитуриентов и нового витка кадрового дефицита в системе здравоохранения. В Совете по правам человека при Президенте РФ законопроект назвали нарушением прав человека.

Председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Леонов не согласен с термином «отработка». «Мне очень режет слух слово «отработка». Если абитуриент поступает в вуз, он хочет стать врачом, ему говорят: «ты будешь работать врачом». В чем отработка? Он все равно будет поступать на работу. Здесь предлагается наставничество в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в государственном секторе. Это абсолютно правильно, потому что мы доверяем государственному сектору здравоохранения больше намного, чем коммерческому», — пояснил он. Кроме того, выпускников не принуждают к работе в медицине. Около 30% из них не идут работать по профессии. Это объясняется тем, что многие заканчивают медицинский университет потому, что это престижно, заявил Леонов.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ УТВЕРДИЛО ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕРОК КЛИНИК

Кабмин утвердил новую периодичность проверок клиник в зависимости от уровня санитарно-эпидемиологического риска. Самые частые проверки (два раза в год) ждут организации, работающие с категорией «чрезвычайно высокий риск».

Правительство внесло изменения в Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле, определив четкую периодичность проверок медицинских и социальных учреждений.

Теперь медорганизации и объекты, относящиеся к категории чрезвычайно высокого риска, будут проходить плановые проверки дважды в год, а также ежегодно — выездную или документарную проверку, рейдовый осмотр или выборочный контроль. Для операторов высокого риска такой контроль будет осуществляться один раз в два года, а плановые проверки для объектов среднего, умеренного и низкого риска отменены.

К объектам чрезвычайно высокого риска относятся также организации, эксплуатирующие особо радиационно и ядерно опасные производства и объекты, промышленные предприятия, осуществляющие работы с источниками ионизирующего излучения, высокого риска — центры ядерной медицины.

Организации для детского отдыха и относящиеся к категории чрезвычайно высокого риска также будут проверяться два раза в год только выездными и рейдовыми осмотрами. Нововведение позволяет проводить инспекционные визиты и рейдовые проверки с использованием мобильного приложения «Инспектор», если не требуется отбор проб или проведение сложных исследований.

«Инспектор» — это специальное программное средство, разработанное Минцифры, предназначенное для организации и проведения контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий, включая проверки, в дистанционном формате (формат видеоконференцсвязи). Через это мобильное приложение инспектор сможет проводить профилактический визит в форме профилактической беседы. Инспекционный визит, выездная проверка, а также совершаемые в рамках надзорных мероприятий осмотр, опрос и экспертиза также могут проводиться с использованием «Инспектора». Применение этого приложения, согласно документу, становится основным способом для проведения фото- и видеосъемки при осмотрах.

Ранее «МВ» писал, что в России планируют отменить плановые проверки Росздравнадзора для медицинских организаций, которые относятся к категориям значительного, среднего, умеренного и низкого риска. Контрольные мероприятия заменят профилактическими визитами. Кроме того, медицинские организации планируют обязать использовать мобильное приложение «Инспектор» для оценки выполнения лицензионных требований надзорными органами удаленно.

МИНФИН РФ НАЗВАЛ ЛИДИРУЮЩИЕ ПО УРОВНЮ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА ФЕДПРОЕКТЫ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Расходы по нацпроекту «Продолжительная и активная жизнь» достигли на 1 октября 68,1%, или 253,5 млрд руб. По уровню исполнения бюджета он занял седьмое место среди всех нацпроектов. В лидеры по расходам вышли программы по борьбе с онкозаболеваниями и диабетом.

Минфин России обновил информацию об исполнении расходов федерального бюджета на реализацию нацпроектов в здравоохранении. По состоянию на 1 октября 2025 года нацпроект «Продолжительная и активная жизнь» занял седьмое место среди всех нацпроектов, расходы по нему достигли 68,1% (253,5 из 372 млрд руб.).

Самые быстрые темпы освоения средств демонстрирует федеральный проект «Борьба с гепатитом С», исполненный уже на 99,9% — израсходованы почти все выделенные на него 4,5 млрд руб. На второй строчке «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» (91,3%, освоено 10,58 млрд из 11,59 млрд руб.).

Худшие результаты по кассовому исполнению расходов показали проекты «Развитие федеральных медорганизаций» (29,5%), «Национальная цифровая платформа «Здоровье» (44,8%) и «Здоровье для каждого» (46,7%).

Нацпроект «Новые технологии сбережения здоровья» не вошел в десятку лучших, он исполнен на 73,8% (4,1 млрд руб.). Лучший результат у федерального проекта «Управление медицинской наукой» (90,6%), худший — у проекта «Развитие производства востребованных лекарственных препаратов и медизделий» (3,9%).

Исполнение расходов федерального бюджета на реализацию нацпроекта «Продолжительная и активная жизнь» в I полугодии 2025 года составило, по данным Минфина, 49,1%, или 182,8 млрд руб. По этому показателю он занял четвертое место.

В 2024 году нацпроект по здравоохранению показал один из худших результатов по уровню исполнения расходов и занял четвертое место с конца. При этом сводная бюджетная роспись по нему была снижена Минфином наиболее значительно — с 289 млрд до 284,3 млрд руб. По словам министра здравоохранения РФ Михаила Мурашко, единственный не выполненный в рамках нацпроекта «Здравоохранение» в 2019—2024 годах показатель — введение в эксплуатацию детских больниц. Теперь он находится на особом контроле.

МИХАИЛ МУРАШКО СООБЩИЛ О ПЛАНОВОМ РЕЖИМЕ РАБОТЫ НАД НОВОЙ СИСТЕМОЙ ОПЛАТЫ ТРУДА В ОТРАСЛИ

В России продолжают разработку пилотного проекта по внедрению единой отраслевой системы оплаты труда в медицине, сообщил министр здравоохранения Михаил Мурашко. Он считает принимаемый на предстоящую трехлетку бюджет здравоохранения бюджетом развития.

Минздрав России продолжает системно работать над пилотным проектом по внедрению единой отраслевой системы оплаты труда медицинских работников. Эта работа ведется фактически в ежедневном режиме, сообщил 8 октября министр здравоохранения Михаил Мурашко на заседании Комитета Госдумы по охране здоровья, где обсуждался проект бюджета на предстоящую трехлетку, передает корреспондент «МВ».

Тему увеличения зарплат медработников главу Минздрава попросил прокомментировать депутат Алексей Куринный. По его словам, в проекте бюджета на ближайшую трехлетку дополнительных средств на эти цели не предусмотрено, при этом доля расходов на здравоохранение от ВВП снижается, что ставит под угрозу достижение национальных целей, обозначенных президентом.

«В 2026 году мы планируем подведение итогов по пилоту. В прогнозировании в расчетной части в формате новой системы фактически он выполнен нами. Движения с зарплатами всегда должны быть продуманы. К 2027 году он будет представлен. Мы этим занимаемся, это фактически ежедневная работа, в графике он стоит. В 2026 году планируем финализировать пилот и дальше подходить к решению», — сообщил Мурашко.

Желание получить больше финансирования — это нормальный процесс, но всегда нужно ориентироваться на реалии, отметил министр. Он заверил, что изменения, которые происходят в отрасли, включая новые нацпроекты, — это однозначно бюджет развития. «Никакой стагнации в данной ситуации нет: вы это видите по инфраструктурным проектам, по оборудованию, лекарственному обеспечению, которое расширяется год от года», — подчеркнул глава Минздрава.

Окончательное решение о запуске пилотного проекта по внедрению новой системы оплаты труда бюджетников планировалось принять еще к концу июля 2025 года. Федеральный центр тогда ждал от регионов финансовых расчетов по моделированию затрат, писал «МВ». По оценке депутатов, при отсутствии дополнительного финансирования процесс вновь будет сведен к перераспределению составляющих зарплаты — оклада и дополнительных выплат — в существующем фонде оплаты труда и некой их систематизации без реального увеличения.

Пилотный проект по внедрению новой системы оплаты труда медработников планировали начать в ноябре 2021 года. Переход на нее должен был сократить значимый разрыв в зарплатах между регионами. Предполагалось, что тогда сотрудники медучреждений будут меньше мигрировать из дотационных регионов и проблема кадрового дефицита в них станет менее острой. Однако готовившие методическое обоснование проекта ведомства — Минздрав и Минтруд — два раза его переносили, а потом и вовсе отложили на 2025 год. С 1 февраля 2023 года частично выпадающие из-за инфляции доходы медработникам компенсировали с помощью специальных социальных выплат.

В конце 2024 года Михаил Мурашко призвал не ждать возврата к бюджетной модели при внедрении пилота по зарплатам. По его словам, выстроить эффективную, справедливую и нацеленную на результат систему невозможно без привязки к оценке эффективности работы врачей.

ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ МЕДПОМОЩЬ ПО ОМС УВЕЛИЧИЛАСЬ БОЛЕЕ ЧЕМ ВДВОЕ В РОССИИ

В федеральную сеть медицинских организаций по системе ОМС входит уже 326 больниц и клиник, работающих в 75 регионах страны, при этом за последние годы в них число оказания высокотехнологичной медпомощи (ВМП) увеличилось более чем вдвое, сообщает kp.ru.

"Федеральная сеть медицинских организаций в системе ОМС — это уже 326 больниц и клиник, работающих в 75 регионах страны. В них растет и общий объем помощи, и доля сложных случаев: если в 2021 году было своевременная квалифицированная медпомощь была оказана в 1,8 миллиона случаев, то в 2024-м — эта цифра составила уже 2,3 миллиона, при этом высокотехнологичная помощь с уникальными методами лечения увеличилась более чем вдвое за последние годы. География тоже расширяется: федеральные центры заработали в новых регионах, включая Донецкую Народную Республику и Запорожскую область", - пишет издание.

Рост объемов неизбежно тянет за собой рост финансирования. Базовая программа ОМС для федеральных клиник увеличилась с 135,5 миллиарда рублей в 2021 году до 221,5 миллиарда рублей в 2024 году. А в августе текущего года дополнительно выделено еще 60 миллиардов рублей — под самые востребованные профили: травматология и ортопедия, офтальмология, сердечно‑сосудистая хирургия и нейрохирургия. Эти средства позволят оказать дополнительно 195 тысяч случаев помощи по приоритетным направлениям.

Флагманами оказания помощи по ОМС являются национальные медицинские исследовательские центры (НМИЦ), на чью долю приходится 91% стоимости сложной и высокозатратной помощи в рамках базовой программы ОМС.

В издании отмечают, что в НМИЦ число случаев помощи выросло в 2,4 раза — с 625 тысяч в 2021 году до 1,5 миллиона в прошлом году. За первые восемь месяцев текущего такие центры выполнили 434 случая высокотехнологичной медпомощи с использованием уникальных методов лечения— 40% от общего объема таких методов по стране.

В последнее время наблюдается тенденция — "приближать" высокие технологии к людям. Уже сегодня 25 федеральных центров оказывают ВМП третьего уровня в 16 субъектах. На 2026 год 39 ФМО подали заявки на запуск уникальных методик в 21 регионе — это значит меньше поездок "в центр" и быстрее помощь "на местах".

При этом за 2021–2023 годы лидером профилей была онкология. Сейчас на первый план выходит сердечно‑сосудистая хирургия; растут объемы травматологии и ортопедии, а также реабилитации. Это отражает и демографию, и развитие технологий: более точная диагностика, современные протоколы и оборудование позволяют делать сложные операции быстрее и с лучшими результатами.

Российская система ОМС сегодня проходит важный этап: масштабирование высоких технологий в регионы идет одновременно с усилением флагманов — НМИЦ.

"Растут объемы, финансирование и качество контроля. В результате все больше жителей получают сложную и дорогостоящую помощь в своих регионах — и это делает систему здравоохранения более устойчивой и справедливой для миллионов пациентов", - считает председатель ФОМС Илья Баланин.

ЗАКОНОПРОЕКТ ОБ ОТКАЗЕ ОТ УСЛУГ МЕДСТРАХОВЩИКОВ СОБРАЛ БОЛЬШЕ 1,3 ТЫС. НЕГАТИВНЫХ ОТЗЫВОВ

Размещенный на портале нормативно-правовых актов законопроект о замене частных страховых медицинских организаций территориальными фондами ОМС получил в основном негативные отклики. Против проголосовало более 1,3 тыс. участников обсуждения, выступили за — только 12.

Большинство участников общественного обсуждения законопроекта об очередных изменениях Федерального закона «Об ОМС» не поддержали предложенную Минздравом России норму, наделяющую губернаторов правом принимать решение об отказе от страховых медицинских организаций (СМО) в регионе. Голосование по документу завершено 5 октября, против поправок выступили 1333 участника обсуждения, за — только 12. По итогам общественного обсуждения поступило 111 предложений, которые пока не обработаны разработчиком.

«Будет ли Минздрав их обрабатывать – не известно, с учетом того, что законопроект уже внесен в Госдуму, скорее всего, нет. Мы не узнаем мнение участников обсуждения», — полагает член общественного совета по правам пациентов при Росздравнадзоре Алексей Старченко.

По его словам, системой контроля качества медицинской помощи и защитой прав жертвуют ради сомнительной финансовой экономии. Средств в объеме менее 1% от финансирования медпомощи по Программе госгарантий, которые сейчас получают СМО за проведение вневедомственного контроля, не хватит на выстраивание полноценных кадровой и технической инфраструктур в территориальных фондах ОМС (ТФОМС). Это означает, что никакой реальной системы контроля качества и защиты пациентов там не появится.

Этот тезис поддержал председатель Координационного совета МОД «Движение против рака», член Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Минздраве России Николай Дронов. Он также считает, что на ликвидации страховщиков много не сэкономят, а пациенту совсем некуда будет пожаловаться. «Возникнет брешь в защите прав пациентов. Не исключено, что в эту сферу придут всякие шарлатаны-«юристы», которые будут «кидать» людей и на услуги, и на деньги», — предупредил он.

До этого поправки раскритиковали во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС). Там предупредили, что ликвидация СМО в ряде регионов может нивелировать все достижения по защите прав пациентов. Минфин в отзыве на законопроект указал на возможный конфликт интересов при передаче главам регионов полномочий по замене частных страховых медорганизаций ТФОМС. Отсутствие независимого страхового контроля ослабляет защиту прав пациентов на доступную и качественную медицинскую помощь, говорится в заключении финансового ведомства, тем не менее согласовавшего документ.

В пресс-службе Минздрава напомнили, что обеспечение защиты прав граждан в ОМС относится к полномочиям Российской Федерации, переданным для исполнения региональным органам государственной власти, а не СМО. Законопроект предоставляет главам регионов право, но не обязанность передавать функции страховщиков ТФОМС, и в случае принятия такого решения в законопроекте детально прописаны все механизмы обеспечения конституционного права граждан на бесплатную медицинскую помощь.

«Предоставление субъектам РФ права самостоятельно определять формат работы в сфере ОМС создаст необходимую гибкость при реализации федеральных полномочий. Такой подход позволит адаптировать систему ОМС под специфические потребности населения каждого региона, ускорить процесс принятия управленческих решений и повысить эффективность реализации территориальной программы ОМС, включая контроль качества медицинских услуг», – заверили в ведомстве.

Там отметили также, что экспертиза качества медицинской помощи (ЭКМП) проводится не СМО или ТФОМС, а независимым экспертом, включенным в единый реестр. Таким экспертом может быть только врач, имеющий высшее профильное образование, свидетельство об аккредитации специалиста, стаж работы по одной из врачебных специальностей не менее 10 лет и прошедший подготовку по вопросам экспертной деятельности в сфере ОМС.


КОРРУПЦИОННАЯ ОПАСНОСТЬ

Страховое сообщество всерьез опасается, что отсутствие прозрачных критериев приведет к необоснованным решениям об упразднении СМО в регионах со стороны глав субъектов РФ. В законопроекте не прописаны конкретные и объективные параметры их принятия, например, показателей качества работы СМО и т.п. «Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации наделяется неограниченными полномочиями без четко прописанных критериев, что может привести к безапелляционному изъятию полномочий у СМО, без какой-либо аргументации данной необходимости, отсутствуют как формальные, так и какие-либо объективные причины, на основании которых будет приниматься подобное решение. Законопроект также не предусматривает процедур, обеспечивающих прозрачность и обоснованность перехода функций от СМО к ТФОМС, включая возможность независимой оценки деятельности СМО, право СМО на обжалование и т.д. Кроме того, законопроектом предусмотрен порядок изъятия у СМО функционала, но не урегулирован механизм организации возврата такого функционала», - руководитель службы юридической практики страховой медицинской организации «Капитал МС» Даниил Борисов. По его мнению, это решение ведет к подрыву основополагающих антикоррупционных стандартов «прямому нарушению статьи 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», т.к. формируется прецедент для злоупотребления должностными полномочиями и создаются риски для добросовестного бизнеса».


ЭКСПЕРТЫ: РЕФОРМА ОМС СОЗДАСТ СИСТЕМНЫЕ РИСКИ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ И БИЗНЕС-СРЕДЫ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Инициатива о передаче функций страховщиков территориальным фондам грозит разрушить систему проверки качества медпомощи

Законопроект о реформе обязательного медицинского страхования (ОМС), предоставляющий губернаторам право отстранять страховые медицинские организации (СМО), может привести к масштабным негативным последствиям для экономики здравоохранения и системы защиты интересов пациентов. Такое мнение высказали участники Экспертного совета в Госдуме, состоявшегося 7 октября. По оценкам специалистов, инициатива не только не принесет экономии, но и создаст условия для роста коррупции, снижения качества медицинской помощи и увеличения непрозрачности финансовых потоков.

Сомнительная экономия

Ключевой аргумент инициаторов законопроекта – оптимизация расходов – был подвергнут критике как несостоятельный. Как отметил депутат Госдумы Михаил Делягин, документ, внесенный в рамках «бюджетного пакета», создает условия не для экономии, а для потери независимого финансового контроля. «Передача функций СМО территориальным фондам ОМС (ТФОМС) создает институциональную возможность контроля за самим собой. Это не только не сэкономит средства, но и может привести к их нецелевому использованию», – заявил парламентарий.

Эту точку зрения поддержал Николай Дронов, председатель координационного совета Межрегионального общественного движения «Против рака». Он подчеркнул, что законопроект не позволит ничего сэкономить, поскольку расходы на ведение дел страховщиков уже сегодня составляют менее 1% от консолидированного бюджета системы ОМС. При этом, по словам Алексея Березникова, руководителя рабочей группы Всероссийского союза страховщиков, тарифы на экспертизу в ТФОМС как минимум в два раза выше, чем у страховых компаний. «Если страховщики договариваются с экспертами о стоимости услуги в 500–600 рублей, то фонды по результатам конкурсов устанавливают ценник от 1000 рублей. О какой экономии может идти речь?» – задался вопросом эксперт.

Угрозы для конкурентной среды и управление качеством

Член Совета Федерации Елена Афанасьева выразила серьезную озабоченность возможным нарушением антимонопольного законодательства. «Конкуренция и контроль – залог качества любых услуг. Мы рискуем потерять в здравоохранении и то, и другое», – констатировала сенатор. Она также усомнилась в способности ТФОМС принять на себя функции СМО, сославшись на их хроническую нехватку кадров и средств.

Президент Национального агентства по безопасности пациентов профессор Алексей Старченко сравнил роль страховых компаний с функцией обратной связи в живом организме. «Без обратной связи система нежизнеспособна. Страховщики – это независимая «парламентская комиссия» внутри здравоохранения, которая обеспечивает объективность. Их устранение приведет к системной деградации управления качеством», – пояснил Старченко.

Экономист Михаил Хазин прямо заявил, что законопроект работает на усиление коррупционной составляющей. «Разрушение независимого контроля немедленно ведет к колоссальным проблемам, что абсолютно недопустимо в текущей экономической ситуации», – подчеркнул аналитик.

Наталья Каменская, директор Национального агентства медицинского права, спрогнозировала резкий рост судебных разбирательств: «Если пациенты лишатся досудебного механизма защиты через страховщиков, потоки пострадавших хлынут в прокуратуру и суды. Это не только увеличит нагрузку на бюджет, но и создаст репутационные риски для всей системы госуправления».

Потеря эффективного инструмента развития

Участники круглого стола привели конкретные примеры, когда независимые экспертизы страховщиков служили драйвером позитивных изменений. Так, масштабная проверка в 2017 году вскрыла массовые нарушения в онкологии, что способствовало пересмотру подходов к финансированию и в конечном итоге – запуску национального онкопроекта. Также в одном из регионов экспертиза выявила проблему с лекарственным обеспечением пациентов после стентирования, и это привело к изменению федеральных нормативов.

Ранее на совещании по стратегическому развитию Владимир Путин обращал внимание министра здравоохранения Михаила Мурашко на неудовлетворительные оценки гражданами системы здравоохранения. Основанием для такого заявления послужили данные опросов, проводимых ФСО. Президент подчеркнул, что роста удовлетворенности медициной в стране пока не фиксируется. С тех пор Минздрав провел значительную работу по улучшению ситуации, однако новый законопроект может перечеркнуть все усилия.

Эксперты констатируют, что предлагаемая реформа несет в себе значительные системные риски. Вместо декларируемой оптимизации она может привести к росту бюджетных расходов, деградации системы контроля качества, усилению коррупции и ухудшению инвестиционного климата в социальной сфере. Участники совета рекомендовали отказаться от рассмотрения законопроекта в его текущей редакции и провести его всестороннюю независимую экспертизу с привлечением профессионального сообщества и общественности.


ЭКСПЕРТЫ ПОПРОСИЛИ ПРАВИТЕЛЬСТВО ДОРАБОТАТЬ ЗАКОНОПРОЕКТ ОБ ОТКАЗЕ ОТ МЕДИЦИНСКИХ СТРАХОВЩИКОВ

Национальная ассоциация управленцев сферы здравоохранения направила обращение в правительство с просьбой приостановить рассмотрение законопроекта о замене частных страховых медицинских организаций территориальными фондами ОМС. Предложенные изменения приведут к ограничению прав граждан и ухудшению доступности и качества медицинской помощи, считают эксперты.

Председатель Национальной ассоциации управленцев сферы здравоохранения (НАУЗ) Муслим Муслимов направил обращение премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой приостановить рассмотрение законодательной инициативы о праве губернаторов принимать решения о передаче функционала страховых медицинских организаций (СМО) территориальным фондам ОМС (копия есть у «МВ»).

Эти нововведения идут вразрез с данными в 2014 и 2020 годах поручениями президента Владимира Путина о переходе системы ОМС на страховые принципы. Отказ от независимой экспертизы приведет к ущемлению прав граждан на защиту их интересов, создаст условия для углубления региональной дифференциации в системе ОМС и злоупотреблений. В результате будет усиливаться бюрократическая и коррупционная составляющие в управлении отраслью, говорится в обращении.

«Принимаемые законы по трансформации системы ОМС, по нашему мнению, должны быть направлены на ее улучшение в интересах застрахованных лиц. В пояснительной записке и финансово-экономическом обосновании к законопроекту не приведены аргументация необходимости изъятия полномочий у СМО или какие-то объективные критерии, на основании которых будет приниматься подобное решение, не предусматривается процедур, обеспечивающих прозрачность и обоснованность перехода функций», — отмечают авторы письма.

По мнению экспертов НАУЗ, рассматриваемые изменения в законодательстве требуют более глубокого обсуждения и анализа последствий их принятия. В ином случае они приведут к ограничению прав граждан и ухудшению доступности и качества медицинской помощи. В связи с этим в ассоциации предлагают вернуться к рассмотрению документа после его детальной проработки и надлежащего обсуждения с общественностью.

По расчетам Минздрава, затраты на обеспечение экспертной работы в ТФОМС будут меньше по сравнению с текущим финансированием, выделяемым на содержание СМО. Об этом заявил 8 октября на заседании Комитета Госдумы по охране здоровья министр здравоохранения Михаил Мурашко, но даже приблизительных сумм экономии названо не было. В ходе общественного обсуждения на портале нормативно-правовых актов законопроект получил в основном негативные отклики, писал «МВ». Против проголосовало более 1,3 тыс. участников обсуждения, выступили за — только 12. По итогам общественного обсуждения поступило 111 предложений, которые пока не обработаны.

Системой контроля качества медицинской помощи и защитой прав жертвуют ради сомнительной финансовой экономии. Средств в объеме менее 1% от финансирования медпомощи по Программе госгарантий, которые сейчас получают СМО за проведение вневедомственного контроля, не хватит на выстраивание полноценных кадровой и технической инфраструктур в ТФОМС. Это означает, что никакой реальной системы контроля качества и защиты пациентов там не появится, считает член общественного совета по правам пациентов при Росздравнадзоре Алексей Старченко. Это мнение разделяют эксперты Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и некоторых пациентских организаций.

В пресс-службе Минздрава ранее напомнили, что обеспечение защиты прав граждан в ОМС относится к полномочиям Российской Федерации, переданным для исполнения региональным органам государственной власти, а не СМО. Законопроект предоставляет главам регионов право, но не обязанность передавать функции страховщиков ТФОМС, и в случае принятия такого решения в законопроекте детально прописаны все механизмы обеспечения конституционного права граждан на бесплатную медицинскую помощь.

«Предоставление субъектам РФ права самостоятельно определять формат работы в сфере ОМС создаст необходимую гибкость при реализации федеральных полномочий. Такой подход позволит адаптировать систему ОМС под специфические потребности населения каждого региона, ускорить процесс принятия управленческих решений и повысить эффективность реализации территориальной программы ОМС, включая контроль качества медицинских услуг», — заверили в ведомстве.