Новости

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДАЙДЖЕСТ с 29 сентября по 5 октября 2025

ПРАВИТЕЛЬСТВО НЕ ПРЕДУСМОТРЕЛО ДИНАМИКУ ФЕДБЮДЖЕТА НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ НА 2026 ГОД

Правительство РФ внесло на рассмотрение в Госдуму законопроект «О федеральном бюджете на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов». В 2026 году, как гласит пояснительная записка, на сегмент «Здравоохранение» федеральные регуляторы заложили 1,876 трлн рублей – почти столько же, сколько и в текущем году: 1,872 трлн рублей. Если проект останется в том же виде, отсутствие динамики в данных расходах будет зафиксировано впервые за последние годы. Так, в 2024 году на развитие здравоохранения из федбюджета ушло 1,611 трлн рублей, в 2023-м – 1,452 трлн рублей и 1,235 трлн рублей в 2022-м.

В разрезе других сегментов по размеру расходов «Здравоохранение» занимает 8-е место из 14-ти, сопоставимо с «Образованием» (1,744 трлн рублей) и сферой ЖКХ (1,996 трлн рублей). Первое место занимает «Национальная оборона» (12,93 трлн рублей), затем идут «Социальная политика» (7,103 трлн рублей) и «Национальная экономика» (4,768 трлн рублей).

Предварительно бюджет госпрограммы «Развитие здравоохранения» (занимает большую часть профильного сегмента) также останется на уровне 2025 года – в пределах 1,5 трлн рублей. Внутри данной программы традиционно наиболее ресурсоемкие направления – льготное лекобеспечение граждан (241,6 млрд рублей), финансирование фонда «Круг добра» (195,9 млрд рублей), проект «Борьба с онкозаболеваниями» (144,5 млрд рублей), «Развитие инфраструктуры здравоохранения» (порядка 90 млрд рублей).

Остается финансирование привычных направлений – модернизации первичного звена здравоохранения (54,6 млрд рублей), борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями и сахарным диабетом и другие направления, заметная часть из которых погружена в нацпроект «Продолжительная и активная жизнь» и нацпроект «Семья».

На софинансирование расходов, возникающих при оказании высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС (ВМП-II), в течение трех лет планируют направлять ежегодно по 6,8 млрд рублей.

Значительная часть средств из предусмотренных на лекобеспечение будет направлена для пациентов с орфанными заболеваниями, онкозаболеваниями, ВИЧ-инфекцией, гепатитами В и С и другими видами заболеваний.

Так, для конкретного ребенка, страдающего орфанным заболеванием, или для групп таких детей в 2026 году будет направлено 100,3 млрд рублей. Для детей-инвалидов на специализированное питание и препараты планируют направить 74,3 млрд рублей.

Для взрослых пациентов, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше и другими редкими заболеваниями, в 2026 году будет предусмотрено 69,6 млрд рублей. На закупку антивирусных лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, для пациентов, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, в том числе в сочетании с вирусами гепатитов B и C, предусмотрено в 2026 году 43,7 млрд рублей.

Финальную редакцию федбюджета на 2025 год президент РФ Владимир Путин утвердил в начале декабря 2024 года. Тогда в документе на сферу здравоохранения закладывалось порядка 1,843 трлн рублей, однако к середине года регуляторы решили увеличить финансирование до 1,872 трлн рублей.

По данным анализа Счетной палаты, несмотря на анонсированный заметный рост федерального бюджета и бюджета ФФОМС на здравоохранение в 2025 году, доля профильных расходов в общем объеме и ВВП, включая бюджеты регионов, останется почти на том же уровне, что и в 2024-м. Всего на здравоохранение из всех источников в 2025 году должно уйти 7,605 трлн рублей, что, по прогнозам разработчиков проекта федбюджета, составляет 3,5% от ВВП и 9,7% от всех бюджетных расходов государства.

В сентябре 2025 года вместе с проектом федерального бюджета Правительство и Минздрав РФ подготовили проект бюджета Федерального фонда ОМС на 2026 год и плановые 2027-2028 годы. Несмотря на рост всех основных показателей бюджета, по сравнению с 2025 годом, его темпы оказались заметно ниже, чем это было в 2024-2025 годах.

ТЕМПЫ РОСТА РАСХОДОВ ФОМС СОКРАТЯТСЯ БОЛЕЕ ЧЕМ В ДВА РАЗА

Согласно проекту бюджета Федерального фонда ОМС на следующие три года, ежегодный прирост расходов на медицину будет составлять до 7,1%. Ранее этот показатель составлял от 14 до 21%.

Правительство направило в Госдуму бюджет Федерального фонда ОМС (ФОМС) на 2026-2028 годы. В следующем году расходы фонда должны вырасти на 318,7 млрд руб. по сравнению с текущим и составить 4,794 трлн руб. В 2027 году затраты впервые превысят 5 трлн руб. Ежегодный прирост расходов составит около 7%. Это меньше, чем в предыдущие годы: в 2023 году — 14%, в 2024-м — на 21% и в 2025-м — на 15,4%.

В структуре расходов бюджета ФОМС на долю субвенций бюджетам территориальных фондов ОМС (ТФОМС) в 2026 году придется более 83% или почти 4 трлн руб. (+352,6 млрд руб. или 9,7% по сравнению с предыдущим годом). Подушевой норматив финансового обеспечения базовой программы ОМС на 2026 год составит 22 924,3 руб. против 22 543,7 руб. в текущем году.

В 2027 году размер субвенции вырастет еще на 320 млрд руб. (8%), а в 2028-м — на 316,6 млрд руб. (7,3%). Размер подушевого норматива достигнет 24 761,6 руб. и 26 579,8 руб. соответственно.

Значительно уменьшится объем нормированного страхового запаса (НСЗ) ФОМС. В 2025 году он составил 425,5 млрд руб. На 2026 год в НСЗ зарезервируют 289,8 млрд руб. Эти средства используются для софинансирования оплаты труда врачей и среднего медперсонала в целях устранения кадрового дефицита, для стимулирующих выплат за выявление онкозаболеваний и социальных выплат и т.д.

На нестраховые расходы (оказание высокотехнологичной медпомощи, вне базовой программы ОМС и родовые сертификаты) планируется выделить 2026 году 155,1 млрд руб.

Впервые бюджет базовой программы ОМС спроектирован с учетом застрахованных граждан, проживающих в новых регионах.

Доходы фонда в 2026 году должны составить 4,712 трлн руб., в 2027 году — 5,061 трлн руб., в 2028 году — 5,419 трлн руб. Основным источником доходов останутся страховые взносы на ОМС. Несмотря на ухудшение прогноза по темпам роста среднемесячной заработной платы, объем взносов вырастет на 13,9% в 2026 году по сравнению с текущим годом. В 2027-2028 годах общий размер взносов должен вырасти на 8,3 и 7,5% соответственно. Также до 0,9903 повысится коэффициент собираемости страховых взносов.

В бюджете ФОМС по итогам первого полугодия 2025 года зафиксирован дефицит в размере 18,5 млрд руб. Главные расходы связаны с лечением онкозаболеваний и выплатами медработникам. Дефицит компенсируется остатками средств на счете фонда: на 1 июля 2025 года их размер составлял 320,1 млрд руб.

Значительно уменьшится объем нормированного страхового запаса (НСЗ) ФОМС. В 2025 году он составил 425,5 млрд руб. На 2026 год в НСЗ зарезервируют 289,8 млрд руб. Эти средства используются для софинансирования оплаты труда врачей и среднего медперсонала в целях устранения кадрового дефицита, для стимулирующих выплат за выявление онкозаболеваний и социальных выплат и т.д.

На нестраховые расходы (оказание высокотехнологичной медпомощи, вне базовой программы ОМС и родовые сертификаты) планируется выделить 2026 году 155,1 млрд руб.

МЕЖДУ ДЕФИЦИТОМ И ПРОФИЦИТОМ

В 2026–2028 годах бюджет Социального фонда впервые станет профицитным прежде всего за счет существенного прироста номинальных зарплат в 2023–2024 годах, с которых работодатели уплачивают страховые взносы. Баланс второго внебюджетного фонда — обязательного медицинского страхования, напротив, сведен с дефицитом на весь трехлетний период его исполнения.

Проекты бюджетов Социального фонда и Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) на следующую трехлетку внесены правительством в Госдуму в составе большого бюджетного пакета.

Согласно первому из документов, доходы Социального фонда в 2026 году составят 19,1 трлн руб. (8,1% ВВП), расходы — 18,7 трлн руб. Профицит, таким образом, составит 338 млрд руб., и в плановом периоде 2027 и 2028 годов он должен сохраниться — 235 млрд и 321 млрд руб. соответственно.

Доходная часть системы обязательного пенсионного страхования в общем бюджете Соцфонда в 2026 году составит 12,3 трлн, расходная — 12,1 трлн руб. На обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством заложено по 1,4 трлн руб. в доходной и расходной частях, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — 319 млрд руб. и 222 млрд руб. соответственно.

Отметим, что с момента образования единого Социального фонда, получившегося от слияния Пенсионного фонда (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС) в 2022 году, профицитный бюджет сформирован впервые.

Напомним, фонды стали одной организацией после соответствующего решения правительства и основным аргументом в пользу слияния было создание Единой цифровой платформы, объединившей все существующие профильные цифровые проекты и информсистемы Минтруда, ПФР и ФСС.

Профицитность бюджета Соцфонда можно объяснить как отказом от ряда льгот по страховым взносам бизнесу (в частности, для IT-компаний) начиная с 2026 года, так и приростом общей суммы страховых взносов в результате вызванной нехваткой кадров «гонки зарплат» (выплаты работникам за 2023–2024 годы увеличились более чем на треть в номинальном выражении).

Из пенсионной формулы, принятой еще в 2013 году, все дополнительные доходы фонда от взносов на пенсионное страхование должны быть использованы для выплаты текущих пенсий. Однако такой пересчет происходит с лагом в год, что позволяет фонду в случае роста базы взносов накапливать дополнительные средства.

Как отмечает источник “Ъ” в Российской трехсторонней комиссии (РТК), поскольку социальные партнеры правительства (работодатели и профсоюзы) потеряли возможность детально анализировать проект бюджета Соцфонда, однозначно утверждать, что внутри него нет перекрестного финансирования расходов, сейчас невозможно.

Ранее, напомним, такая практика существовала внутри бюджета ФСС — и при объединении фондов Минтруд оставил в законодательстве оговорку, позволяющую вернуться к этой практике при необходимости.

Второй внесенный Белым домом социальный бюджет — Фонда ОМС, напротив, останется дефицитным на весь период трехлетки. Его доходы составят 4,7 трлн руб. в 2026 году, 5,06 трлн — в 2027-м и 5,4 трлн руб.— в 2028-м. Расходы — соответственно 4,8 трлн руб., 5,14 трлн руб. и 5,5 трлн руб. Дефицит бюджета фонда в 2026 году — 82 млрд руб., в 2027-м — 80 млрд руб., в 2028-м — 85 млрд руб. Основной статьей расходов проекта бюджета фонда остается субвенция, которая направляется центром в бюджеты территориальных фондов ОМС для финансирования медицинской помощи в регионах.

ПОЛИС НЕДОСТУПНОСТИ: МИНЗДРАВ ОБЪЯСНИЛ ПЛАНЫ ПО РЕФОРМЕ ОМС

Эксперты неоднозначно оценили инициативу передать полномочия страховщиков ОМС территориальным фондам

Страховые компании, работающие в системе обязательного медицинского страхования (ОМС), выступили резко против законопроекта, который предоставляет право главам регионов передать полномочия страховщиков ОМС территориальным фондам ОМС. Они уверены, что это неизбежно приведет к ликвидации независимого контроля качества медпомощи. В Минздраве, наоборот, уверены, что инициатива предоставит пациентам дополнительные механизмы защиты. Подробности — в материале «Известий».

Почему страховщики резко против

Минздрав внес на обсуждение инициативу, которая призвана реформировать систему ОМС. Речь идет о законопроекте «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Это большой документ, один из пунктов которого передает главам регионов право передавать территориальным фондам ОМС полномочия страховых медицинских организаций. Сейчас законопроект находится на стадии общественного обсуждения.

Во Всероссийском союзе страховщиков выступили резко против этой поправки, поскольку она в первую очередь отразится на пациентах, ограничив их права на защиту. В ВСС «Известиям» пояснили, что инициатива ликвидирует контроль качества и в системе ОМС возникнет монополия территориальных фондов ОМС: они одновременно будут оплачивать медицинскую помощь и оценивать ее качество. То есть контролировать сами себя.

Еще одно последствие — упразднение института страховых представителей, которые занимались информационным сопровождением, консультированием и правовой поддержкой пациентов на всех этапах оказания медицинской помощи. Утверждается, что у ТФОМС нет ни мотивации, ни финансовых возможностей для воспроизводства и поддержания работы этой системы. Причем пострадают в первую очередь пациенты, нуждающиеся в высокотехнологичной помощи, так как именно для них очень важна помощь страхового представителя.

Если говорить просто, это ликвидация страховых медицинских организаций (СМО) на территории регионов, заявил «Известиям» вице-президент ВСС Роман Щеглеватых.

— Законопроект предусматривает, что принимаемое главой региона решение будет действовать не менее трех лет. Страховые компании закроются в первый же год реализации решения, — уверен эксперт.

Роман Щеглеватых замечает, что в сопроводительных документах к законопроекту полностью отсутствует обоснование инициативы, которое можно было бы обсуждать или анализировать. Он считает этот проект непоследовательным и напоминает, что совсем недавно функционал страховых компаний по сопровождению застрахованных лиц был, напротив, расширен.

— Можно предполагать, что речь идет о попытке узаконить «ручное» регулирование работы страховых компаний путем административного давления. Если страховая выявляет много нарушений в оказании медпомощи или заявляет о них в публичном пространстве, то она становится неугодной. Ей всегда можно пригрозить исключением из системы, — заявил собеседник «Известий».

Позиция Минздрава

Минздрав России в комментарии «Известиям» заметил, что обеспечение защиты прав граждан в обязательном медицинском страховании является полномочием государства, которое было передано региональным органам власти, а не страховым компаниям.

— Законопроект предоставляет главам регионов право, но не обязанность передавать функции страховых медицинских организаций территориальным фондам ОМС, — подчеркнули в Минздраве. — Если губернатор принимает решение, что полномочия СМО будут выполнять территориальные фонды, в законопроекте детально прописаны все механизмы обеспечения конституционного права граждан на бесплатную медицинскую помощь.

Указывается, что предоставление субъектам РФ права самостоятельно определять формат работы в сфере ОМС «создаст необходимую гибкость при реализации федеральных полномочий». Это позволит адаптировать систему ОМС под специфические потребности населения каждого региона, ускорить процесс принятия управленческих решений и повысить эффективность реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, включая контроль качества медицинских услуг.

— Необходимо также иметь в виду, что экспертиза качества медицинской помощи проводится не страховой медицинской организацией или территориальным фондом ОМС, а независимым экспертом, включенным в единый реестр экспертов качества медицинской помощи, — подчеркнули в министерстве в ответ на запрос «Известий».

Таким экспертом может быть только врач — специалист, имеющий высшее образование, свидетельство об аккредитации или сертификат и стаж работы по соответствующей врачебной специальности не менее 10 лет. Также он должен пройти подготовку по вопросам экспертной деятельности в сфере обязательного медицинского страхования.

За территориальными фондами ОМС будет сохранен полный функционал страховых компаний, в том числе эффективная защита прав граждан в сфере медицинского страхования, поддержание высокого уровня контроля качества медицинской помощи и укрепление конституционных гарантий на бесплатную и качественную медицинскую помощь, отмечают в министерстве.

— Таким образом, предлагаемые изменения не только не ущемляют права граждан, но и создают дополнительные механизмы их защиты, способствуя повышению качества медицинских услуг в целом, — уверены в Минздраве. — Гарантированная защита прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи является приоритетным направлением государственной политики в сфере здравоохранения. Предлагаемые изменения создают дополнительные механизмы их обеспечения.

Эксперт направления «Народный фронт. Аналитика» Сергей Войтюк подчеркивает, что основная цель инициативы — системная оптимизация управления средствами ОМС в интересах пациентов и медицинских организаций. Будет устранено лишнее посредничество в финансовых потоках: сейчас государство собирает средства ОМС в виде налогов и страховых взносов, затем передает частным страховым компаниям, чтобы потом они вернулись в государственную систему здравоохранения. Пациентам новый порядок будет выгоден из-за возможного ускорения оплаты медпомощи и снижения бюрократических процедур.

— Прецедент прямого финансирования уже существует — с 2021 года ФФОМС наделен полномочиями страховщика для федеральных медорганизаций, что подтвердило работоспособность модели, — сказал он «Известиям».

По его словам, повысится и управляемость системы, будут снижены административные барьеры.

Есть сторонники законопроекта и среди страховщиков. Руководитель департамента ДМС АО СК «Двадцать первый век» Виктория Галицкая считает, что после реформы система станет более прозрачной.

— Деньги по медицинским организациям будут распределять территориальные фонды, которые аккумулируют и контролируют их у себя с 2010 года, — сказала она «Известиям». — И сами же фонды будут контролировать расход средств, без дополнительного звена в виде СМО. Экспертиза и контроль качества будут проводиться как и раньше — только непосредственно бюджетной государственной организацией, а не «независимыми» экспертами. Почему страховые компании ОМС должны вызывать больше доверия, чем государственные структуры?

Как отразится законопроект на независимом контроле

Зампред комитета Госдумы по охране здоровья Алексей Куринный замечает, что давно настаивает на выведении страховых компаний из системы ОМС.

— Они фактически являются промежуточным ненужным звеном. А независимость контроля качества с их стороны сильно преувеличена. Вся контрольная деятельность страховых больше направлена не на выявление настоящих ошибок, а на формальные дефекты заполнения медицинской документации с соответствующими штрафами, — сказал он «Известиям».

Сергей Войтюк также указывает со ссылкой на мониторинги «Народного фронта» по диспансеризации и анализ обращений на прямую линию, что «страховые компании не всегда должным образом защищают права пациентов».

Однако сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулёв подчеркивает, что пока не видит плюсов законопроекта для пациентов.

— Передача функций фондам создает иллюзию упрощения системы, но на деле это шаг к монополизации. Выиграют только чиновники, которые смогут администрировать процесс без «лишнего» участника. Но пациент лишается права выбора и независимого защитника своих интересов, — уверен собеседник «Известий».

В «Капитал МС» заявляют, что каждое шестое или седьмое нарушение, выявленное экспертами страховых компаний, касается серьезных рисков для здоровья застрахованного. И приводят в пример дело из Владимирской области, где из-за медицинской помощи ненадлежащего качества скончался пятилетний ребенок: у него не диагностировали сепсис при первом поступлении в больницу и не было проведено ни одного обследования для подтверждения предварительного диагноза; при повторной госпитализации были допущены многочисленные дефекты в лечении. Медицинская организация пыталась обжаловать результаты экспертизы СМО и в терфонде, и в арбитражном суде. Представители СМО два года участвовали в судах на стороне родителей, чтобы отстоять их право на компенсацию морального вреда. В итоге суд определил компенсацию в размере 11 млн рублей.

— Больницы жалуются на штрафы, которые начисляются медицинским организациям. Надо понимать: в целом по стране относительный размер санкций составляет менее 1% от средств на оплату медицинской помощи. Из них более 70% возвращается в систему здравоохранения, в нормированный страховой запас ТФОМС. При этом каждый штраф — отражение реальных проблем, за которые расплачиваются жизнями, — заявила Надежда Гришина. — Больницы жалуются на штрафы, которые начисляются медицинским организациям. Надо понимать: в целом по стране относительный размер санкций составляет менее 1% от средств на оплату медицинской помощи. Из них более 70% возвращается в систему здравоохранения, в нормированный страховой запас ТФОМС. При этом каждый штраф — отражение реальных проблем, за которые расплачиваются жизнями, — заявила Надежда Гришина.

Юрий Жулёв подчеркнул, что сейчас страховые компании — единственный независимый участник системы ОМС, который смотрит на ситуацию глазами пациента. Они отстаивают права человека, помогают разобраться в конфликтной ситуации, добиваются своевременного оказания медицинской помощи.

— И это не теория, а реальная практика. Ежегодно миллионы людей обращаются в страховые компании с жалобами и вопросами и получают помощь. Страховые представители сопровождают пациентов, добиваются обследований, помогают ускорить получение высокотехнологичной помощи, решают споры с медорганизациями. Мы видим десятки тысяч примеров, когда именно вмешательство страховщиков становилось решающим. Пациенты это ощущают, хотя, может быть, не всегда понимают, что за ними стоит именно страховая компания, — заметил Юрий Жулёв.

Председатель комитета по ДМС Национальной ассоциации управленцев сферы здравоохранения, гендиректор и совладелец АО «Моситалмед» Екатерина Арцруни также считает, что законопроект выгоден только территориальным фондам ОМС. При этом независимый контроль будет потерян, а риск конфликта интересов и коррупции вырастет. Она также предупредила, что сокращение роли страховщиков в ОМС может привести к росту удельных издержек и удорожанию ДМС-полисов. Однако с этим не согласны в ВСС: Роман Щеглеватых отмечает, что значимого влияния на этот рынок ситуация не окажет.

МИНФИН ЗАЯВИЛ О КОНФЛИКТЕ ИНТЕРЕСОВ ПРИ ЗАМЕНЕ МЕДИЦИНСКИХ СТРАХОВЩИКОВ НА ТЕРФОНДЫ

Минфин предупредил о конфликте интересов при передаче главам регионов полномочий по замене частных страховых медицинских организаций территориальными фондами ОМС. Отсутствие независимого страхового контроля ослабляет защиту прав пациентов на доступную и качественную медицинскую помощь, говорится в заключении ведомства.

Передача функций по контролю качества медицинской помощи территориальным фондам ОМС (ТФОМС), которые осуществляют финансирование медорганизаций, приводит к их монополизации. Возникает риск неэффективного и нерационального использования средств ОМС, так как монополия устраняет конкурентные механизмы, говорится в заключении Минфина на предложенный Минздравом проект поправок в Федеральный закон № 326-ФЗ от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страховании» (имеется в распоряжении «МВ», его подлинность подтвердили два источника на страховом рынке).

Несмотря на то что у финансового ведомства возник ряд вопросов к законопроекту, он был согласован. При этом в Минфине отметили, что Минздрав не привел аргументированные обоснования предоставления губернаторам права принимать решение об осуществлении ТФОМС на территории субъекта полномочий страховых медицинских организаций (СМО) на срок не менее трех лет, а также не пояснил, что будет достигнуто в результате сочетания функций.

«Материалы к проекту федерального закона не содержат обоснований цели вносимого изменения, а также информации о том, как данная новация отразится на системе управления средствами ОМС, на эффективности организационных расходов системы ОМС, на механизмах внешнего контроля за деятельностью медицинских организаций и самого территориального фонда ОМС», — говорится в письме Минфина.

В нем также указывается, что отсутствие независимого контроля со стороны СМО ослабляет защиту прав пациентов на доступную и качественную медицинскую помощь. Кроме того, по мнению Минфина, «усматриваются коррупционные риски, такие как конфликт интересов, когда ТФОМС будет одновременно контролировать качество медицинской помощи, оценивать ее объемы и осуществлять оплату».

Во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС) тоже увидели в законопроекте риски снижения качества медпомощи и потенциальный источник коррупции. Фактически под предлогом экономии произойдет обнуление достижений в области защиты прав застрахованных граждан, полагают эксперты.

В пресс-службе Минздрава напомнили, что обеспечение защиты прав граждан в ОМС относится к полномочиям Российской Федерации, переданным для исполнения региональным органам государственной власти, а не страховых медицинских компаний (СМО). Законопроект предоставляет главам регионов право, но не обязанность передавать функции СМО территориальным фондам ОМС (ТФОМС) и в случае принятия такого решения в законопроекте детально прописаны все механизмы обеспечения конституционного права граждан на бесплатную медицинскую помощь.

«Предоставление субъектам РФ права самостоятельно определять формат работы в сфере ОМС создаст необходимую гибкость при реализации федеральных полномочий. Такой подход позволит адаптировать систему ОМС под специфические потребности населения каждого региона, ускорить процесс принятия управленческих решений и повысить эффективность реализации территориальной программы ОМС, включая контроль качества медицинских услуг», – заверили в ведомстве.

Там отметили также, что экспертиза качества медицинской помощи (ЭКМП) проводится не СМО или ТФОМС, а независимым экспертом, включенным в единый реестр. Таким экспертом может быть только врач, имеющий высшее профильное образование, свидетельство об аккредитации специалиста, стаж работы по одной из врачебных специальностей не менее 10 лет и прошедший подготовку по вопросам экспертной деятельности в сфере ОМС.

МИНЗДРАВ ПРЕДЛОЖИЛ КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ РЕГИОНАМ ДОПФИНАНСИРОВАНИЯ ДЛЯ ОРФАННЫХ ПАЦИЕНТОВ

Минздрав предложил критерии выделения регионам резервного финансирования для лечения тяжелобольных пациентов. Для этого власти субъекта должны подтвердить, что не справляются с этими полномочиями самостоятельно.

Минздрав разработал критерии невозможности исполнения субъектом РФ полномочий по обеспечению граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных). Проект постановления правительства опубликован на портале regulation.gov.ru.

Документ разработан для реализации положений Федерального закона № 252-ФЗ от 23.07.2025, которым были внесены изменения в ст.83 закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», предусматривающие выделение регионам из федерального бюджета дополнительных средств для лечения тяжелобольных пациентов. Постановлением будут регулироваться порядок и критерии для подтверждения неспособности субъекта обеспечивать граждан такими лекарствами.

В качестве таких критериев определены:

Непревышение значения уровня расчетной бюджетной обеспеченности до выравнивания, равного 0,65.

Наличие в бюджете субъекта РФ средств на организацию лекобеспечения орфанных пациентов в объеме, не менее чем на 10% большем по сравнению с предшествующим годом.

Увеличение стоимости необходимых лекарственных препаратов не менее чем на 20% по сравнению с предшествующим годом.

Увеличение в регионе численности граждан, с заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и орфанных, не менее чем на 15% по сравнению с предшествующим годом.

Для подтверждения невозможности исполнения субъектом полномочий по обеспечению граждан лекарственными препаратами губернатор должен будет предоставлять в Минздрав один раз в год, не ранее 1 августа и не позднее 30 сентября, заявку по утвержденной форме, а также документы, подтверждающие соответствие региона вышеуказанным критериям.

По данным Минздрава, количество граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, составляет 23 366 человек. В 2024 году список пополнился 930 новыми пациентами, 873 из них необходима лекарственная терапия (327 взрослых и 546 детей).

Средняя стоимость терапии одного пациента, включенного в реестр, составляет 1,97 млн руб. в год. Таким образом, согласно расчетам, на реализацию проекта постановления потребуется до 1,72 млрд руб. ежегодно.

В российских судах растет количество исков от пациентов с редкими (орфанными) заболеваниями к региональным властям. Основная причина — отказ или затягивание обеспечения бесплатными жизненно необходимыми препаратами, положенными по закону, сообщал «Коммерсантъ». По данным юристов, сопровождающих подобные процессы, граждане все чаще вынуждены добиваться права на лечение в судебном порядке, так, в 2024 году суды рассмотрели таких исков на 22% больше, чем годом ранее. В 2023 году суды рассмотрели 99 дел о непредоставлении льгот и государственных гарантий, в 2024-м – 127, в I квартале 2025 года – 36.

Почти половина россиян с орфанными заболеваниями (46,5%) вынуждены были делать перерывы в терапии в 2024 году, показал опрос 200 пациентов, их опекунов или родителей. Исследование проводилось в декабре структурой Всероссийского общества орфанных заболеваний (ВООЗ) — АНО «Инновационная практика».

НА ЛЕЧЕНИЕ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ ПАЦИЕНТОВ ЕЖЕГОДНО НАПРАВЯТ 140 МЛРД РУБ.

Средства заложены в бюджет ФОМС на 2026–2028 годы

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования предусмотрел ежегодные расходы в размере 140 млрд руб. на лечение онкологических пациентов. Финансирование заложено в проект бюджета фонда на 2026 год и плановый период 2027–2028 годов.

Согласно документу, средства поступят в регионы в виде межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Они будут направлены на оказание медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями по клиническим рекомендациям и утвержденным протоколам лечения, уточняет РИА Новости.

Отдельно в бюджете 2026 года предусмотрены выплаты за выявление онкологических заболеваний в ходе диспансеризации и профилактических осмотров. Такие меры, по данным фонда, позволят повысить эффективность ранней диагностики и обеспечить финансирование лечения в соответствии с современными стандартами.

Финансирование в объеме 140 млрд руб. ежегодно будет выделяться на протяжении трех лет, что призвано гарантировать стабильность оказания медицинской помощи пациентам с онкологией.

У МИНФИНА ВОЗНИК ВОПРОС К ПРЕДЛОЖЕНИЮ ВЫДЕЛИТЬ ДЕНЬГИ СОТРУДНИКАМ ФОМС НА ПОКУПКУ ЖИЛЬЯ

Минфин согласовал разработанные Минздравом поправки в закон «Об ОМС». Но обратил внимание на отсутствие обоснованности по ряду предложенных пунктов.

Минфин согласовал предложенный Минздравом проект поправок в Федеральный закон № 326-ФЗ от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Однако у финансового ведомства возник ряд вопросов к документу, следует из письма, направленного в адрес инициатора изменений (имеется в распоряжении «МВ»). Его подлинность подтвердили два источника на страховом рынке.

В частности, Минфин обратил внимание на предложение Минздрава установить дополнительные социальные гарантии работникам Федерального фонда ОМС (ФОМС) в виде закрепления за ними права на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период трудовой деятельности в ФОМС. Расходы на эти цели планируется финансировать за счет средств бюджета фонда, предусмотренных на финансовое и материально-техническое обеспечение его текущей деятельности, писал «МВ».

В финансовом ведомстве указали, что в Уставе ФОМС, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 857 от 29.07.1998, нет положений, устанавливающих право работников фонда на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения. «С учетом предмета правового регулирования статьей 1 и 9 Федерального закона № 326-ФЗ возникает вопрос обоснованности расширения сферы правового регулирования главы 6 [в ней устанавливается правовое положение ФОМС и территориальных фондов ОМС] указанного закона», – говорится в письме.

Кроме того, Минфин отметил, что включение в закон новой статьи 50.2 об особенностях финансового обеспечения медпомощи, включенной в базовую программу ОМС, в отдельных медорганизациях на территориях Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей за счет межбюджетных трансфертов, из бюджета ФОМС «требует в первую очередь финансовой оценки, которая не представлена».
2025-10-06 18:51