В течение двух месяцев мы работали над фотопроектом о медиках из уральской глубинки. Шестеро фельдшеров стали нашими героями. Сельские амбулатории – нынешние ОВП и ФАПы – по-прежнему передний край дальней медицины. А фельдшер – фронтовой окопный лекарь. Начинаем публикации о наших коллегах, надежных профессионалах. Они в своих селах просто каждый день честно делают своё дело, профессионально и ответственно. Иногда даже чуть больше берут на себя. На таких героях , не гламурных, а настоящих, земля держится.
Александр Иванович Федяков,
фельдшер Барабинской ОВП Артинской ЦРБ
Работа
За час приёма: измерение внутриглазного давления перед назначенной операцией, боли в колене, варикозные вены, боль в пояснице, нестабильное давление, перевязка.
Говоря профессиональным языком – типичная лечебно-диагностическая работа фельдшера со специальностью «Лечебное дело». Но пациенты говорят по-другому: «он всё умеет», «он внимательный», «у него на все вопросы есть ответы», «всегда помогает», «никогда от твоей боли не отмахнётся». Вот и сегодня на приёме: пришла Валентина Фёдоровна, бывший совхозный бухгалтер, с тревогой – вышла успокоенная, уверенная, что прописанные уколы уймут поясницу и боли в ногах и впору снова заняться огородом.
– Тем более хорошо, что нужные лекарства можно купить тут же в аптечном киоске, – рассказывает она. – Вот обе упаковки сразу в дело – пойду в процедурный кабинет.
Своей амбулаторией, как по старинке называют местные жители ОВП, все довольны. Хоть анализы сдать, хоть прогревания получить в физкабинете, ЭКГ сделать, инъекции по назначению узких специалистов – на все руки мастера тут медики, радуются пациенты в узком коридорчике.
А про Александра Ивановича – уважительно: «Он у нас один такой». Ценят за годы работы – 17 лет в Барабе из 26-ти трудового медицинского стажа, не ушёл в поисках лёгкой жизни в самые трудные годы перемен в здравоохранении. Уважают за то, что в прямом смысле на руках вынесет из беды, как было совсем недавно, когда парализовало дедушку, и вместе с водителем они несли его до медицинского УАЗика. Высоко ставят его профессионализм: рассказывают, что того парализованного деда он от смерти спас. А фельдшер иронично улыбается, мол, не спас я, просто всё технологично было сделано по цепочке: я на вызов приехал, пациента быстро в ОВП привезли, сразу под капельницу. И когда специализированная скорая из Артей примчалась – пациент уже застабилизирован был.
– Отлично, что новый УАЗ-«Патриот» в ОВП появился – село-то широко раскинулось по разным берегам Карзи да ещё семь деревень на участке, – говорит Александр Иванович.
Вот и сегодня – вызов на другой берег реки: четверо детишек в семье и все разом заболели. По бездорожью к новому строящемуся на горе дому можно добраться только УАЗиком. Народ в комнатах вопреки соплям и кашлю оказался шустрым и ловким. Пока меряли температуру двоим и разговаривали с мамой, вторая пара распатронила фельдшерский чемодан и уже таскала по комнате шпатели.
Это потом Александр Иванович скажет: «В прошлый вызов сразу было видно, что болеют: сидели рядком, ручки на коленках сложили, как в садике. А сегодня бегают весёлые, значит ничего страшного, разве что Костю надо более серьёзно полечить, вот и договорились, что сегодня мама интенсивно промывает ему носоглотку, а завтра посмотрим динамику и решим по приёму препаратов».
Потом был «актив» – визит к пациенту после стационара. К тому самому парализованному инсультом деду. Восстановление шло хорошо: и в больнице только пять дней провёл, и сейчас дома был спокоен и разговорчив.
– Вот и слава Богу! – улыбается Александр Иванович, выходя из ворот дома.
Он часто улыбается – не широко, слегка – а людям от его тихой улыбки спокойней.
Так сложилось, что после Красноуфимского медучилища, работая в Сажинской участковой больнице, Александр перепробовал много медицинских специализаций – от массажа и отоларингологии до хирургии. Интересней всего была работа в операционных. Тот навык и сейчас в деле: раны без повреждения сухожилий и крупных сосудов Александр Иванович зашивает сам. Помнит годы, когда только появились в продаже доступные современные пилы, так шили да шили руки-ноги у мужиков чуть не каждый день. А сегодня на перевязку сын привез пожилую маму: упала от головокружения и сильно разбила бровь.
Дом
– Да конечно, устаю, не физически – морально, – говорит Александр Иванович. – Потому часто хочется в отпуск.
А пока вместо отпуска в любую свободную минуту он с явным удовольствием занимается хозяйством. Квартира в Сажино, селе в 12-ти километрах от Барабы, в типовом двухквартирном доме перестроена, перепланирована и отремонтирована до блеска. Замысловатый навесной потолок сам делал. Смеситель с баком тоже сам мастерил и во двор вывел – чтоб воду бычку легче было таскать. Большой гараж, теплицы: «Сварщиком стал», – смеется хозяин. В теплице уже зеленеет лук, набирает пунцовости редиска, разноцветные петунии расселись по уличным горшкам – ждут экстрадиции на двор и в палисадник, а помидорная рассада – освобождения теплицы от ранней зелени. На асфальте высится трактор – помощник во время покосов. Его тоже ремонтирует и водит хозяин.
Собака на цепи – заливистая, резвая, но послушная. Взяли из приюта в Первоуральске. В Первоуральске в металлургическом колледже на специальности «техник-механик» учится сын Сергей, скоро – армия. Дочь Даша – шестиклассница. И удивительная Лида, голубоглазая, приветливая Лидия Алексеевна, медсестра в диспетчерской скорой помощи в Артях – жена Александра Ивановича. Они даже похожи друг на друга. «Родственники всё-таки», – смеется муж.
Спокойная уверенность – стержень этой семьи. Они знают цену перемен, здраво оценивают трудности, видят пути их преодоления, дорожат родителями, своей профессией. Словом, надёжные люди, с радостью идущие на работу и с радостью спешащие домой.
Текст – Марина Гущина
Фото – Александр Ёжъ Осипов