ВСтупить в союз
Продолжая использовать сайт, Вы соглашаетесь на обработку файлов cookie в соответствии с Политикой обработки персональных данных
Принимаю

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДАЙДЖЕСТ
(с 4 по 10 августа 2025 года)

ПРАВИТЕЛЬСТВО/ГД/СФ

В правительстве назвали промежуточные результаты профильного нацпроекта
Вице-премьер РФ Татьяна Голикова при участии главы Минздрава Михаила Мурашко и представителей Минпромторга, Минобрнауки, Минфина, ФМБА, Роспотребнадзора и Росздравнадзора провела заседание проектного комитета по национальному проекту «Продолжительная и активная жизнь». По сообщению правительства, с начала реализации программы в январе 2025 года приобретены более 34 тысяч единиц оборудования и более 2,5 тысячи транспортных средств для первичного звена здравоохранения. На заседании озвучили и другие промежуточные результаты и планы реализации главного профильного проекта страны.

Так, по федпроекту «Борьба с сахарным диабетом» в 2025 году планируется оснастить 43 медорганизации, а уже необходимое оборудование получили более 1,5 тысяч школ для профильных пациентов, что позволило обеспечить не менее 520 тысяч учеников возможностью обучения как метода лечения. Помимо этого, более 59 тысяч детей с сахарным диабетом I типа обеспечены системами непрерывного мониторинга глюкозы. В марте 2025 года Минздрав РФ утвердил перечень из 27 медизделий и прочего оборудования для оснащения региональных, межрайонных (районных) центров, оказывающих медпомощь больным с нарушениями углеводного обмена ‎и сахарным диабетом.

В ходе реализации проекта по борьбе с гепатитом C в федеральный регистр вирусных гепатитов внесены данные о более чем 540 тысячах пациентов, а у более чем 30 тысяч, завершивших курс противовирусной терапии, достигнут устойчивый вирусологический ответ, сообщили в правительстве. К 2030 году планируется организация 99 модульных приемных отделений по проекте «Совершенствование экстренной медицинской помощи».

На заседании стало известно, что все 89 регионов начали осуществлять программы по борьбе с сердечно-сосудистыми и эндокринными заболеваниями, а также сахарным диабетом. В 2025 году приобретено более 34 тысяч единиц оборудования и более 2,5 тысячи транспортных средств в медицинские организации. В 753 тысячах случаев оказана помощь по медицинской реабилитации. Организовано обследование 361 тысячи граждан центрами здоровья на рабочем месте.

В сообщении правительства также говорится, что благодаря региональным программам «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями», утвержденным всеми субъектами России, более 862 тысяч пациентов с высоким риском сердечно-сосудистых осложнений получили льготные препараты. Кроме того, по федпроекту «Оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация» более 114,5 млн пользователей госуслуг проинформированы о возможности медицинской реабилитации.

Национальный проект «Продолжительная и активная жизнь» стал преемником проекта «Здравоохранение» в 2025 году. Бюджеты 11 федеральных проектов, входящих в состав нового нацпроекта, в сумме составляют более 2 трлн рублей. Кроме того, с 2025 года вступили в силу нацпроект «Семья» (где есть федпроект «Охрана материнства и детства») и «Новые технологии сбережения здоровья», на финансирование которых в 2025 году совокупно заложено более 400 млрд рублей, а в 2025–2030 годах – минимум 2,2 трлн рублей.
МИНЗДРАВ/ФОМС

Минздрав отложит вступление Порядка медпомощи по детской онкологии ‎и гематологии еще на год
Порядки оказания медицинской помощи по профилю «Детская онкология ‎и гематология» и диспансерного наблюдения за такими детьми вступят в силу только в сентябре 2026 годf. Отсрочка потребовалась в связи с недооснащенностью профильных медорганизаций России кадрами и оборудованием.
Минздрав планирует отложить еще на год, до 1 сентября 2026-го, вступление в силу порядков оказания медицинской помощи по профилю «Детская онкология ‎и гематология» и диспансерного наблюдения за такими детьми. Проект приказа опубликован 9 августа для общественного осуждения на портале regulation.gov.ru.
Утвержденный приказом № 55н от 05.02.2021 Порядок медпомощи по детской онкологии ‎и гематологии должен был вступить в силу еще в 2022 году. Но вначале нормы документа перенесли на два года, отложив также вступление в силу уже действовавшего Порядка диспансерного наблюдения детей с онкологическими ‎и гематологическими заболеваниями (приказ Минздрава № 629н от 10.06.2021), а в августе 2024-го отсрочку продлили еще на год.
Задержка тогда объяснялась длительными сроками подготовки детских онкологов-гематологов. По данным Минздрава, укомплектованность отрасли врачами-онкологами, в том числе детскими, в последние пять лет выросла на 29% — с 7963 в 2018 году до 10 901 в 2023-м. Но дефицит кадров в этой области по-прежнему ощутим. В связи с этим ведомство разрешило переучиваться на детского онколога врачам-офтальмологам, детским урологам-андрологам, нейрохирургам, ортопедам-травматологам, оториноларингологам и урологам. Обновления в Квалификационные требования к медработникам были включены в трудовые функции профессионального стандарта «Врач — детский онколог», в 2023 году.
Сейчас отсрочка потребовалась также в связи с недооснащенностью медорганизаций, оказывающих медицинскую помощь, в том числе по профилям «детская онкология» и «детская онкология и гематология» в рамках федерального проекта «Охрана материнства и детства» нацпроекта «Семья», следует из пояснительной записки к проекту приказа. Планируется дооснащение и переоснащение отделений реанимации и интенсивной терапии, операционных блоков, установка тяжелого диагностического оборудования для детских больниц субъектов РФ, а также медорганизаций, подведомственных Минздраву и ФМБА России.
«Мероприятия позволят обеспечить дооснащение медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь, в том числе по профилям «детская онкология» и «детская онкология и гематология» и организовать оказание необходимой медицинской помощи детям на новом уровне», – утверждается в проекте.
В 2024 году нацпроект по здравоохранению показал один из худших результатов по уровню исполнения расходов и занял четвертое место с конца. При этом сводная бюджетная роспись по нему была снижена Минфином наиболее значительно – с 289 млрд до 284,3 млрд руб., писал «МВ». Особенно показательны были цифры по федпроекту «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям» – уровень исполнения расходов по нему достигал в начале декабря только 51,4%, а закончил год с показателем 95,4%. Для этого потребовалось сократить итоговую цифру в сводной бюджетной росписи с почти 4,4 млрд до 3,18 млрд руб. Всего на детское здравоохранение в прошлом году было направлено чуть больше 3 млрд руб.
https://medvestnik.ru/content/news/Minzdrav-otlojit-vstuplenie-Poryadka-medpomoshi-po-detskoi-onkologii-i-gematologii-eshe-na-god-2.html
Минздрав попросили устранить неопределенность аккредитации медицинских психологов
Совет по профессиональным квалификациям в здравоохранении попросил регулятор дать разъяснения о порядке аккредитации медицинских психологов. Поводом стала «юридико-лингвистическая неопределенность квалификационных требований в приказе № 206н», из-за которой аккредитационные центры отказывают уже работающим специалистам.
Совет по профессиональным квалификациям в здравоохранении (СПК) направил запрос в Минздрав с просьбой разъяснить порядок применения приказа № 206н от 02.05.2023 о квалификационных требованиях к мед- и фармработникам в отношении медицинских психологов. Проблемы возникают у специалистов без высшего медицинского образования, которые, по мнению аккредитационных центров, не соответствуют требованиям к образованию.
«Существует юридико-лингвистическая неопределенность квалификационных требований, содержащихся в приказе № 206н. Перечисление требований к образованию, обучению по дополнительным профессиональным программам и требований к опыту практической работы непоследовательно, что приводит к предъявлению неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам, а для аккредитационных центров и работодателей предоставляет необоснованно широкие полномочия в вопросах определения соответствия лица квалификационным требованиям», — заявили в СПК.
В связи с этим уже работающим психологам отказывают в аккредитации, даже несмотря на наличие дополнительного профессионального образования по клинической психологии и стажа работы более пяти лет. Отсутствие аккредитации у медицинских психологов становится основанием для расторжения с ними трудовых договоров, говорится в письме в telegram-канале организации.
«Попытки Минздрава России навязать обязательность прохождения аккредитации специалиста лицам без медицинского образования путем погружения этой процедуры в профессиональные стандарты на протяжении нескольких лет остаются неудачными. Годами представители Минздрава России доказывают необходимость учета в профессиональных стандартах требований своего подзаконного нормативного акта, при этом игнорируя требования федерального законодательства», — заявили в организации.
В Приказе № 206н прописано, что у медицинского психолога должно быть высшее образование – специалитет по «Клинической психологии» или «Психологии» со специализацией «Клиническая психология» либо профессиональная переподготовка по «Клинической психологии» при наличии специалитета по «Психологии» или «Психологии служебной деятельности». К работе допускаются специалисты при наличии непрерывного стажа работы по направлению более пяти лет после прохождения программ профессиональной переподготовки. Данная норма действует для работников, принятых на эти должности до 1 сентября 2023 года.
«В правоприменительной практике сложилась устойчивая позиция о том, что лица, отвечающие квалификационным требованиям на момент возникновения трудовых правоотношений и успешно осуществляющие профессиональную деятельность, сохраняют право на работу в соответствующих должностях в случае изменения квалификационных требований, установленных нормативными правовыми актами и профессиональными стандартами», – заявили в СПК.
Психологов, которые хотят вести частную практику, собираются обязать иметь трудовой стаж по профилю своей деятельности не менее трех лет. Это следует из новой версии законопроекта об основах регулирования деятельности психологов в России, писал «МВ». Кроме того, в нем прописано, что используемые ими методики должны быть «научно обоснованными», а сама работа – строиться на основе «принципа уважения и сохранения традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Необходимость принятия закона о психологической помощи, где будут уточняться само понятие психологической помощи и круг специалистов, имеющих право ее оказывать, обсуждается в России с 2018 года. На кафедре психологии МГУ жаловались, что сейчас под вывесками «психолог», «психологическое консультирование», «психоанализ» может быть что угодно и научная психология ничего с этими деятелями не имеет. В итоге под видом психологической услуги рекламируются различные тренинги личностного роста и секты дианетики. Нередко организаторы тренингов занимаются откровенным мошенничеством.
Врачи назвали причины нежелания видеть своих детей в медицине
Больше половины опрошенных врачей разочаровались в профессии за последние пять лет. При этом 40% против того, чтобы дети шли по их стопам.
Не одобрили бы решение детей выбрать врачебную карьеру 40,8% российских врачей, показал опрос «Справочника врача». В исследовании приняли участие 1885 человек, пишет РБК.
Среди опрошенных 15,7% оценили бы такой выбор отрицательно, но уважали бы его, еще 14,3% попытались бы отговорить ребенка, а каждый десятый сделал бы все, чтобы он не попал в медицину.
Поддержали бы такое решение, предупредив о возможных сложностях, 38,5% респондентов. Еще 15% заявили, что попытались бы «пристроить» ребенка в менее рисковую и более «денежную» медицинскую специальность.
Почти половина опрошенных (42%) сообщили, что их представления о профессии оказались далеки от реальности, а в полной мере осознавали, с чем им придется столкнуться после обучения, 22%.
На вопрос о том, как изменилось отношение к профессии за последние пять лет, половина врачей ответила, что разочаровались, но при этом не жалеют о сделанном выборе. Разочарованными и сожалеющими о сделанном выборе чувствуют себя 12% опрошенных, еще 11,1% категорически не советовали бы идти в эту профессию. О том, что стали еще больше гордиться профессией, сообщили 4,7%, а стабильно позитивно оценивают свою сферу деятельности 12,9%.
Отсутствие социальных гарантий от государства – основная причина того, что врачи отговаривали бы детей идти по их стопам. Среди других оснований больше половины опрошенных (54%) называли: несправедливую систему оценки труда, необходимость постоянного обучения за свой счет, отсутствие достойных условий для работы и профессионального роста, низкие зарплаты, не соответствующие уровню ответственности, а также устаревшее оборудование и недостаток ресурсов в госучреждениях. Еще 21% указали на чрезмерные физические и эмоциональные нагрузки, высокий риск профессионального выгорания, потерю здоровья из-за стресса и ненормированный график работы.
Интеллектуальная и профессиональная самореализация, а также разнообразие специализаций и направлений работы – основные плюсы профессии, которые позволили бы врачам рекомендовать детям ее выбрать. Их назвали 28,5% опрошенных. Еще 19,2% указали, что врач – престижная профессия, которая дает возможность реально помогать людям и спасать жизни. На стабильность и гарантию трудоустройства, а также социальные льготы и государственную поддержку медработников указали 15,8% респондентов, а поддержали бы выбор ребенка из-за семейных традиций или медицинской династии – 14,3%. О том, что профессия врача имеет хорошие перспективы для достойного заработка, сообщили только 3,7% опрошенных.
Юристы не видят снижения частоты уголовного преследования медработников за ошибки
Несмотря на частичную декриминализацию медицинской деятельности, адвокаты, специализирующиеся на защите медицинских работников, отмечают увеличение частоты применения так называемых специальных составов — халатность (ст.293 УК РФ) и неоказание помощи (ст.124 УК РФ). Таким образом, проблема уголовного преследования за врачебные ошибки не была решена введением специальных поправок в отношении медработников, сообщили юристы.
Практика привлечения врачей к уголовной ответственности по ст.238 УК РФ сохраняется после принятия в конце прошлого года поправок о частичной декриминализации медицинской деятельности. Поскольку положения бланкетных норм законов об охране здоровья и о защите прав потребителей не изменялись, это не позволяет судам разграничить понятия «медицинская услуга» и «медицинская помощь».
Например, в июне 2025 года следственное управление Санкт-Петербурга возбудило дело в связи с ошибочной инъекцией в частной клинике, после чего пациент был переведен в бюджетное учреждение здравоохранения, сообщил юрисконсульт Ассоциации организаторов здравоохранения в онкологии Дмитрий Гаганов на видеоконференции портала «Право-мед.ру», где обсуждалось заседание Научно-консультативного совета при Верховном суде России, посвященное вопросу о применении положений ст.238 УК РФ в отношении медработников.
«На заседании Научно-консультативного совета, возможно, были подготовлены документы, но конкретных рекомендаций по применению самой статьи 238 я не увидел. Уверен, что в будущем будет выработана цепочка признаков, подтверждающих факт оказания медицинской помощи. Также хочу подчеркнуть, что адвокаты, специализирующиеся на защите медицинских работников, отмечают увеличение частоты применения так называемых специальных составов — халатность (ст.293 УК РФ) и неоказание помощи (ст.124 УК РФ)», — сообщил он.
По его словам, в отношении ст.124 особенно интересны ситуации, где процесс оказания медпомощи делится на стадии: начало и завершение, переход на другую стадию. «Будем следить за кассационной практикой по приговорам с февраля по июнь 2025 года. Именно там, вероятно, будут разрешены многие спорные моменты», — пояснил юрист.
Как сообщил партнер экспертно-юридической группы «Медика Пруф» Иван Печерей, практика переквалификации действий медработников со ст.238 на ст.109 и 118 УК РФ набирает обороты. «Мне известны соответствующие решения, и это тоже предполагает определенный подход к легализации применения данного примечания, введенного недавно. Также возможна переквалификация судом в порядке исполнения приговора, безусловно. Когда статья 238 применялась к медицинским работникам, никто не задавался вопросом о разграничении понятий «медицинская помощь» и «медицинская услуга». Почему-то стали задаваться сейчас, когда ввели поправку», — уточнил он.
Как считает основатель «Право-мед.ру» юрист Алексей Панов, все, что сейчас остается участникам судебных процессов, это наблюдать за правоприменительной практикой. Очевидно, что примечание к ст.238 УК РФ — это прежде всего политическое решение, принятое на уровне законодательной власти. Однако законодатели допустили просчет, не подготовив четких рекомендаций, как следует поступать правоприменителю — следователю, суду.
«Если меняется законодательство, то на уровне Научно-консультативного совета Верховного суда все вопросы должны быть рассмотрены не через полгода после вступления закона в силу, а, скажем, в течение недели-двух, чтобы сразу дать вектор правоприменения в уголовном и гражданском процессе, поскольку они взаимосвязаны. Этого сделано не было. Только сейчас начинает раскручиваться маховик правоприменения. Очень радует, что совет выработал свою позицию, которая исходит из понимания права медиками, выраженного Леонидом Рошалем», — уточнил Панов.
Сейчас вопрос применения ст.238 УК РФ в отношении медработников решают суды. Это привело «к крайне нестабильной судебной практике», подтвердила медицинский юрист Мария Галюкова. По ее словам, в ее распоряжении есть приговоры и постановления, анализ которых показывает, что суды вольно обращаются с обратной силой закона. «Например, районный суд переквалифицировал деяние с ч.2 ст.238 на ч.2 ст.109, вынес новое наказание и освободил от него за истечением сроков давности. В другом случае суд применил декриминализацию, но сохранил ст.238, не повлияв на наказание. В третьей ситуации освободили от наказания в связи с декриминализацией, но только по представлению прокурора», — рассказала она.
В то же время, как сообщил директор организации «Право на здоровье» Николай Чернышук, ни у судов, ни у прокуратуры, ни у следователей не возникает абсолютно никаких вопросов, связанных с применением этой статьи. «Как мне сказал один следователь: «Мы перекрестились, когда появилось примечание». Понятно, что проще закрыть дело, чем привлечь виновного к ответственности. На мой взгляд, нарушен баланс существующей системы сдержек и противовесов. Смещение произошло в сторону интересов медработников. Из-за этого растет социальная напряженность», — пояснил он. Организация ведет работу по проверке изменений на соответствие Конституции, полагая, что примечание к ст.238 нарушает принцип равенства перед законом и служит примером обратной дискриминации.
Ранее эксперты призвали скорее создавать полноценную систему страхования ответственности врачей, покрывающую большую часть рисков при врачебных ошибках, и внедрять механизмы досудебного урегулирования споров. На их взгляд, практика привлечения врачей к уголовной ответственности будет продолжена, так как пациенты и их родственники по-прежнему могут подавать иски о возмещении вреда здоровью, о компенсации морального вреда, о нарушении законодательства о правах потребителей, писал «МВ».
В деталях ситуации, что происходит в российской судебной практике спустя несколько месяцев после внесения поправок в ст.238 УК РФ, «МВ» разбирался здесь.
https://medvestnik.ru/content/news/Uristy-ne-vidyat-snijeniya-chastoty-ugolovnogo-presledovaniya-medrabotnikov-za-oshibki.html
Другие новости