Ответственность медицинских работников за коррупционные преступления в здравоохранении
В последние годы государство принимает активные меры для противодействия коррупции, в том числе и в сфере здравоохранения. В практике нередко встречаются случаи привлечения медицинских работников к уголовной ответственности за преступления с коррупционной составляющей. О некоторых видах коррупционных нарушений, которые наиболее часто встречаются в медицинских учреждениях, рассказывает Никита Иванов, заведующий кафедрой уголовного права и криминологии Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), д.ю.н., профессор, заслуженный юрист РФ.
Коррупция с точки зрения закона
За коррупционные деяния в уголовном законодательстве предусмотрена гораздо более серьезная ответственность, чем за правонарушения без коррупционной составляющей, так как деяния в которых есть коррупционные нарушения, считаются наиболее опасными.
Федеральный закон N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определяет коррупцию, путем перечисления определенных преступных деяний: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
В законе одновременно употребляются два важнейших термина, необходимых для правоприменительной практики – это злоупотребление служебным положением и незаконное использование лицом своего должностного положения. Служебные полномочия более широки, чем должностные. Должностные полномочия могут быть присущи только должностному лицу, а служебные – любому лицу, которое выполняет свои профессиональные функции, к ним относится все, что входит в профессиональные обязанности субъекта.
Помимо этого закона, существует Указание Генеральной прокуратуры РФ и МВД России № 65/11/1 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности», где в перечне №23 перечислены преступления коррупционной направленности, с указанием конкретных параметров коррупционных преступлений.
Так, первый критерий коррупционных преступлений – наличие надлежащего субъекта. Субъектами таких преступлений признаются должностные лица т.е. лица, которые обладает административно-хозяйственными, организационно-распорядительными или властными полномочиями, а также лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих организациях.
Выполнение организационно-распорядительных функций связано с руководством коллективом, расстановкой и подбором кадров, организацией труда или службы подчиненных, поддержанием дисциплины, применением мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий и т.п. Например, в сфере здравоохранения организационно-распорядительные функции исполняют главный врач, заместитель руководителя медицинской организации, заведующий отделением и т.п.
Для административно-хозяйственных функций главными признаками являются управление и распоряжение имуществом и денежными средствами, принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей и т.п..
Таким образом, когда медицинский работник выполняет свои профессиональные обязанности .т. е. лечит, оперирует, обследует и т.п. он не является должностным лицом.
Вместе с тем, если на врача возложено исполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, то на этот период он считается должностным, например, врач при выдаче листка нетрудоспособности, справки о состоянии здоровья обладает организационно-распорядительными полномочиями и может привлекаться к ответственности по коррупционным преступлениям.
Второй необходимый критерий преступлений коррупционной направленности – связь деяния со служебным положением субъекта, иными словами, злоупотребление полномочиями. Например, выписка листка о нетрудоспособности за вознаграждение, или указание главного врача подчиненному выписать такую справку без оснований. Если субъект использует возможности своего положения, то он будет нести ответственность за коррупционные преступления.
Третий признак – обязательное наличие у субъекта корыстного мотива. Корыстный мотив заключается в том, что субъект получает за свою деятельность мзду – деньги, услуги, ремонт квартиры и т.п.
Четвертый критерий коррупционного преступления – обязательное наличие прямого умысла. Неосторожность при совершении коррупционного преступления исключена. В уголовном праве все деяния могут быть совершены либо умышленно, либо неосторожно. При прямом умысле субъект осознает негативную сущность деяния и желает его совершить.
Таким образом, к преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния, имеющие все перечисленные выше признаки.
Взятка и мошенничество
Наиболее распространенной формой коррупции в медицинских организациях является взяточничество. В сфере здравоохранения субъектами взяточничества выступают исключительно должностные лица. Получение взятки квалифицируется по ст. 290 УК РФ. И подразумевает действия должностных лиц, направленные на заведомо незаконное получение материального вознаграждения за свое служебное поведение или в связи с занимаемой ими должностью. Взятка может быть получена должностным лицом в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или в виде незаконных оказаний услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. Практикующие врачи наиболее часто привлекаются к ответственности за получение взятки за выписывание «липовых» справок о нетрудоспособности или документов о признании субъекта инвалидом.
Важно отличать взятку от других подношений. Например, подношение врачу за удачную операцию не является взяткой, так как оперирующий врач не является должностным лицом и получает мзду не за административные действия, которые могут входить в его полномочия, а только за те профессиональные функции, которые он исполнил. В данном случае врач не может быть привлечен к уголовной ответственности за коррупционное преступление. Хотя при этом, в рамках уголовной ответственности за подобные подношения может применяться статья 159 УК РФ «Мошенничество» в тех случаях, когда есть обман пациента, т.е. если медик ввел пациента в заблуждение относительно сложности выполнения операции, возможности использовать «уникальное» дорогостоящее оборудование, необходимости длительного ожидания квоты и т.п. и получил мзду на за ее проведение, то он может быть привлечен к уголовной ответственности за мошенничество.
Незаконное распределение квот
Квоты на лечение выдаются в тех случаях, когда лечение финансируется из бюджета субъекта РФ. Если нет оснований для получения квоты, но ее оформляют – это является основанием для привлечения к ответственности за коррупционное преступление должностного лица, которое оформило данную квоту или оказывало давление на врачебную комиссию для ее оформления.
В данном случае могут быть применимы две статьи УК – статья 290 УК РФ «Получение взятки» и статья 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями». По статье «Получение взятки» медицинский работник будет привлечен к ответственности, если оформление квоты обусловлено получением изначальной мзды. Для квалификации преступления по статье 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями» тоже необходим корыстный или личный мотив, но он может быть выражен в иных аспектах, например, повышение в должности за выписку незаконной квоты.
Рядовой врач может быть привлечен как соучастник преступления, если он находится в сговоре с чиновниками департамента Минздрава и при обследовании пациента выписал фальсифицированные документы, необходимые для получения квоты. Если врач не имел никаких корыстных побуждений, не был в сговоре, то он не несет ответственности
Подарки и пожертвования – коррупция или нет?
В гражданском праве существует институт дарения. Дарение – это разновидность договора, благодаря которому одна сторона безвозмездно передает другой стороне либо имущество, либо иные ценности, либо предлагает выполнить какую-либо работу бесплатно. Статья 575 Гражданского кодекса содержит определенные запреты на дарение. В частности, работникам медицинских организаций нельзя принимать подарки от граждан, находящихся у них на лечении, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей. Такие образом, согласно ГК РФ, подарок врачу от благодарного пациента, приемлем, если его стоимость не превышает 3 тыс. рублей.
Кроме суммы, есть и другие ограничения на дарение. В ГК РФ указано, что это должны быть обычные подарки. Обычный подарок определяется не только его стоимостью (не более 3 тыс. рублей), но и традиционностью обстановки. Обычный подарок преподносится на юбилей, день рождения и т.п. Такова практика понимания правоприменитялями обычности подарка.
Помимо дарения, в Гражданском кодексе содержится понятие пожертвование. По статье 582 ГК РФ. Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. В отличие от дарения, пожертвование возможно на любую сумму. Суть пожертвования состоит в том, что жертвователь обусловливает пожертвования определенными обстоятельствами. Например, пожертвование на закупку медицинского оборудования, на покупку одноразовых перчаток и т.п… Условия пожертвования могут быть любыми, но они обязательны должны быть указаны. Жертвователь может признать пожертвование недействительным, если условия пожертвования не выполняются, но может и не пользоваться этим правом.
Если медицинский работник, обладающий должностными полномочиями, получил определенную сумму, но она оформляется в виде пожертвования, то его нельзя обвинить в получении взятки.
Коррупционные действия в сфере здравоохранения носят высокую общественную опасность и суд, и любой другой правоприменитель относятся к ним особо. И руководителям медицинских организаций следует предупреждать ситуации, влияющие на возникновение коррупционных правонарушений
Материал подготовлен в рамках гранта президента Российской Федерации, предоставленным Фондом президентских грантов (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2019 г. No 30 «О грантах Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества»)